К сведению граждан и сельхозтоваропроизводителей!
В октябре-ноябре месяце 2015 года Президентом Республики Казахстан были подписаны 2 Закона, вносящие изменения в Земельный кодекс Республики Казахстан (далее Кодекс), по вопросам порядка предоставления прав частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Законом от 02 ноября 2015 года № 389 в Кодекс внесены следующие изменения:
- в статью 24 Кодекса внесены изменения, четко устанавливающие, что предоставление гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется только в частную собственность на платной основе на торгах (аукционах), за исключением иностранных лиц, лиц без гражданства, которым право землепользования на такие участки предоставляется на условиях аренды сроком не более 25 лет (также данные изменения внесены по всему тексту Кодекса в целях приведения его в соответствие со статьей 24);
- Кодекс дополнен статьей 48-1, регламентирующей особенности приобретения прав на земельный участки сельскохозяйственного назначения из государственной собственности на торгах (аукционах). Приобретение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности и не предоставлены в землепользование, будут осуществляться в следующей последовательности:
1) через аукционную форму торгов с условием повышения кадастровой стоимости земельного участка (английский метод)
2) при невозможности его реализации по итогам проведения не менее двух аукционов по английскому методу — торги проводятся с условием понижения кадастровой стоимости (голландский метод), но не менее чем до 50 % от его кадастровой стоимости.
- в статью 171 добавлено 2 части, граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан, которым до введения в действие статьи 48-1 Кодекса земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен на праве временного землепользования, вправе до окончания срока временного землепользования (аренды) выкупить земельный участок либо его часть в частную собственность по льготной цене, определяемой в размере пятидесяти процентов от его кадастровой (оценочной) стоимости, с рассрочкой до десяти лет.
Указанный Закон № 389 вступает в силу с 1 июля 2016 года.
Законом от 29 октября 2015 года установлено, что участникам (членам) хозяйственного товарищества или производственного кооператива при выходе из состава участников (членов) предоставляется право приобретения земельных участков или права аренды земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, на сегодняшний день порядок приобретения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения остается прежним, за исключением наделения правом приобретения земельных участков без торгов участниками, вышедшими из состава агроформирований.
Однако с 1 июля текущего года вступают в силу изменения, влекущие прекращение института аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения (за исключением иностранцев и лиц без гражданства). При этом изменениями предусмотрен порядок выкупа права частной собственности на земельные участки сельхоз назначения землепользователями, которые в настоящее время их арендуют (статья 171 Кодекса).
То есть, временные землепользователи, срок аренды которых после вступления в силу выше указанного закона не истек, продолжают являться таковыми до истечения срока. Однако, если они не реализуют право выкупа на земельный участок до окончания срока аренды, это право прекращается без возможности продления.
Те же землепользователи, срок аренды которых после вступления в силу выше указанного закона не истек, но они изъявили желание выкупить право частной собственности на свои арендованные участки имеют возможность приобрести их по льготным условиям по цене в размере 50 % от кадастровой стоимости в рассрочку до 10 лет. Эти же правила относятся и к паевым землям, по ним вопрос выкупа земельного участка либо отказа от права выкупа решается общим собранием участников хозяйственных товариществ и членов производственных кооперативов в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Также, из анализа выше указанных изменений, следует, что предельный срок нахождения земельных участков на праве землепользования у иностранцев и лиц без гражданства увеличен до 25 лет, тогда как раньше этот срок был установлен на 10 лет.
При этом, согласно статьи 23 Кодекса, при выходе гражданина, являющегося собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения из гражданства Республики Казахстан право собственности подлежит отчуждению или переоформлению на право землепользования на срок до 25 лет, согласно статьи 24 Кодекса, юридические лица в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на условиях аренды.
Следовательно, если юридическое лицо, которое на момент приобретения права частной собственности являлось резидентом Республики Казахстан, доля иностранцев в уставном капитале которого не превышала
50 %, вдруг утеряло свой статус по причине увеличения доли иностранного участия в уставном капитале, оно обязано произвести отчуждение права частной собственности, либо переоформить его на право временного землепользования в течение 3-х месяцев в соответствии со статьей 66 Кодекса.
ГУ «Отдел земельных отношений Тайыншинского района Северо-Казахстанской области» доводит до Вашего сведения, что согласно пункту 4 статьи 1 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 27.03.2015 года № 268, для определения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения у сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо наличие следующих документов:
- план севооборотов (при использовании земель для растениеводства);
- проект внутрихозяйственного землеустройства;
- паспорт земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В связи с растущей деградацией земель сельскохозяйственного назначения Тайыншинского района Вам необходимо обеспечить наличие указанных документов.
Проект внутрихозяйственного землеустройства — документ, определяющий и обосновывающий организацию и устройство территории сельскохозяйственных земель на ближайшую перспективу, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальное использование каждого земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик (плодородия, технологических свойств, местоположения, рельефа, климата, природно-исторических, экологических и других особенностей).
На основании вышеизложенного Вам необходимо в кратчайшие сроки подать заявку для разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства в лицензированные предприятия. Отсутствие проектов ВХЗ — является грубым нарушением условий действующего земельного законодательства.
К сведению граждан Zip (1 Mb)
Количество просмотров: 919